18. Правильная фоносемантика
Почему одно название нравится потребителям, а другое вызывает у них отторжение? Ответ кроется не только в смысле, но и в звучании. Здесь на сцену выходит фоносемантика — наука, изучающая связь между звучанием слова и теми смыслами, образами и эмоциями, которые это звучание вызывает у людей, помимо понимания канонического значения слова.
То, как мы воспринимаем слова, определяется гармоничностью сочетающихся в них звуков, удобством произношения, ритмикой и благозвучностью, а скрытый в звуках смысл формируется ассоциациями, которые они вызывают.
Возьмем для примера слово «Пушо́к». В толковом словаре его определение звучит так: «Нежный, молодой пух». Это слово обычно ассоциируется с тонкими, мягкими волосками, покрывающими кожу человека, кожуру некоторых плодов и листья некоторых растений. Этим именем часто называют домашних животных, особенно кошек и собак с пушистой шерстью. Кроме того, слово «пушок» используется в качестве эвфемизма для обозначения волос в интимных зонах.
Исходя из последнего тезиса, слово «Пушок» вроде бы можно применить в качестве названия для студии лазерной эпиляции. Однако, если проанализировать его с точки зрения фоносемантики, то окажется, что брать это имя для сферы косметологии точно не стоит. Почему? Произнесите слово вслух. Из-за того, что ударение в нем падает на второй слог, первый слог «пу» почти не слышен, зато акцентирован второй слог – «шок».
Кому понравится испытать шок в процессе удаления волос в каком-нибудь чувствительном месте? Возможно, потенциальные клиенты и не будут отдавать себе отчета в причине выбора какой-то другой студии эпиляции, но особенности звучания имени «Пушок» точно сыграю свою негативную роль.
Любопытно, что некоторые звуки и звукосочетания устойчиво ассоциируются с определенными свойствами, даже в тех случаях, когда людям совершенно не знакомы слова, из которых они состоят.
Звуки [л], [м], [н] часто воспринимаются как мягкие, спокойные, приятные («мёд», «лунный», «нежный»).
Звуки [к], [п], [р], [т] — как резкие, энергичные, даже агрессивные («клик», «пост», «рык», «топ»).
Гласные [и], [е] ассоциируются с малым размером и легкостью («мини», «персик»), тогда как [а], [о], [у] — с масштабом и силой («гранд», «огромный», «бум»).
Эти ассоциации не случайны, они подтверждаются нейролингвистическими исследованиями и экспериментами, в том числе и кросс-культурными. Так, в 2001 году нейробиологи Рамачандран и Хаббард из Калифорнийского университета провели эксперимент в ходе которого волонтерам показывали две фигуры: одну — округлую и мягкую по форме, и другую — угловатую и зазубренную. Их просили сопоставить с этими фигурами два вымышленных слова: Bouba и Kiki. В результате 95% участников интуитивно связали округлую фигуру со словом Bouba, а угловатую — со словом Kiki.